Форма мероприятия: занятие по рисованию.
Целевая аудитория: подготовительная группа детского сада.
Цель занятия:
- Развитие мелкой моторики: тренируем навыки сложной штриховки. Учимся делать акварельную отмывку.
- Знакомство с окружающим миром: учимся анализировать характеры и прочие особенности литературных персонажей, вычленять характерные детали образов, создавать символические и гротескные изображения. Продолжаем изучать архитектуру, анализируем и называем различные части здания, изменяем образ здания посредством изменения архитектурных деталей.
- Навыки изобразительной деятельности: выбираем выразительные средства для создания эмоционально окрашенного образа. Учимся выбирать цветовую гамму для создания заданной эмоции. Развиваем воображение, творческое мышление, логику.
- Развитие речи: здание, жилище, замок, хижина, дворец, избушка. Крыша, кровля, оконные переплёты, этаж, башни, флюгер, шпиль.
Материалы и наглядные пособия:
- Материалы: чертёжная или акварельная бумага, восковые мелки, акварель. Без фоновой музыки.
- Наглядные пособия: цветные фотографии, изображающие характерные здания разных стилей и эпох: готический замок, дворец в стиле барокко, современное здание (лучше подчёркнуто модернового, урбанистического вида), русская изба, хижина, крытая соломой, украинская мазанка. Игрушки: кошка, одетая, как человек, кукла Барби – фея с крылышками бабочки, робот, Айболит, какое-нибудь странное существо, чем более необычного вида, тем лучше. Призы – звёздочки-наклейки.
Ход занятия
Вводная часть
- Тили-тили-тили-бом!
Был у Кошки новый дом:
Ставенки резные,
Окна расписные,
А на лестнице ковёр –
Шитый золотом узор,
По узорному ковру
Сходит Кошка поутру...
Я надеюсь, что эту историю про Кошкин Дом вы все помните, ребята. Но наша Кошка – барыня жила почти в таком же доме, в каких живут и люди, правда? Напомните, пожалуйста, как Дом выглядел и что у Кошки ещё было? Да, всё правильно. У Кошки в доме были и мебель, и пианино – совсем как у человека. А может быть, кто-нибудь другой из какой-нибудь другой книжки жил в доме, совсем не похожем на обыкновенный? Кошка послушает, а мы попытаемся вспомнить.
Вот Барби у нас – фея, совсем такая же, какой стала Дюймовочка. Кто вспомнит, где жили феи? А у кого ещё гостила Дюймовочка? Как выглядел дом Полевой Мыши? А Жука? А где был дом Жабы и её Жабёнка? Смотрите-ка, какие бывают удивительные жилища! И нора, и домик в болотной трясине, и цветок... А помните, где зверушки в сказке Сутеева спрятались от дождя? Да, их домиком стал гриб – но только на время, пока дождь не кончился. А кто может жить в грибе постоянно? Представляете, как выглядит домик грибного червячка: гриб с окошками и дверцами, чтобы червячок мог гостей пригласить, а может, даже с трубой, чтобы топить печку... Придумайте, как выглядел бы домик из цветка.
А вот робот с планеты Шелязяка. Помните, на этой планете совсем не было людей – там жили одни роботы. Как вы думаете, на что были похожи их дома? Вот дом робота был бы похож на дворец Принцессы? А почему нет? Ага, робот не стал бы украшать свой дом, верно? Роботы не очень понимают, что такое красота, им зато отлично понятно, что такое польза. Как это могло бы выглядеть? Скорее, как современное здание, правда? Как мы покажем, что там живёт робот?
Очень хорошо. А кто-нибудь представляет, в каком домике жил бы Айболит? Как бы он дал понять лесным зверюшкам, что здесь им помогут, когда они заболеют? Нет, он нарисовал бы не красный, а синий крест: красный крест – это больница для людей, а синий – для зверей, ветеринарная. Но, в общем, верно.
А в каком доме жила Русалочка? Этот дом находился в необычном месте, верно?
А помните, в каком доме жила Баба-Яга? А в каком доме мог бы жить Кощей Бессмертный? Мы с вами говорили про хороших и добрых героев сказок, но ведь в сказках есть и злодеи, а у них тоже свои жилища. А чем от дворца Принцессы отличается замок Людоеда, куда Кот в Сапогах приходил? Вот у нас дворец, а вот замок... хоть в нём жил и не Людоед, но отличия всё равно видны ясно: дворец открыт всем, к входу во дворец можно подъехать в карете через парк, а замок всё равно, что крепость. Его окружают высокие стены, ров с водой, ворота можно закрыть наглухо.
Да, и Кощей, наверное, жил в похожей крепости. А как вы думаете, как бы выглядел флюгер на башне в замке Кощея? А в замке Людоеда? А в замке доброго Короля? А Снежной Королевы?
А как вы думаете, что это за зверёк? Инопланетянин? Зверушка из волшебной страны? А какой домик мог бы быть у него?
Техническая часть
Наверное, каждый из вас уже решил, чей домик он будет рисовать. Только давайте так: во-первых, каждый рисует тот домик, который сам придумал, не заглядывая к соседу. Во-вторых, мы с вами – настоящие художники, а художники умеют в картинке передавать настроение.
Объявляем архитектурный конкурс! Что такое «архитектурный»? Да, правильно. Объявляем конкурс среди тех, кто придумывает дома. Один приз – за самый необычный дом. Второй приз – за самый узнаваемый дом. Только, чур, избушку на курьих ножках не рисовать! Она уже и так придумана! Третий приз – за самый красивый дом. Четвёртый – за самый весёлый дом. Пятый – за самый стр-р-рашный дом (мы же художники, мы и пугать должны уметь, правда?) Шестой приз – за самый удобный дом. И седьмой – за самый интересный мир, в котором дом находится. Вы это не забудьте: дом же не в пустом воздухе висит. Вокруг него – может, город, может, дремучий лес, может, скалы или океан... За то, что дом окружает, если оно будет нарисовано похоже, тоже полагается приз.
Кстати, кто мне напомнит, какими красками лучше рисовать радость: яркими или тусклыми? А печаль? А как приглушить яркие краски, сделать их нежными и сонными? А злой какой цвет больше всего любит? А почему вы так думаете? А как сделать, чтобы на рисунке стало холодно? А наоборот, чтобы было жарко?
Отлично. Теперь начинаем работу. Помним, что восковым мелком наносится только контур, который потом заливается акварелью. Но если кто-то хочет, чтобы часть работы была другой фактуры, не такая нежная, как акварель – помним, да? каменная кладка, трава, проволока, кирпич – то это место можно и заштриховать. Акварель на него не ляжет.
Заключение
Настало время раздачи призов. Давайте рассмотрим каждый дом и подумаем, что особенно удалось в каждой работе.
Примечание: призы раздаются всем – с разной мотивацией.