Форма мероприятия: занятие по рисованию.
Целевая аудитория: средняя группа детского сада.
Цели мероприятия:
- Развитие мелкой моторики: продолжаем учиться рисовать восковыми мелками. Совершенствуем навыки штриховки, выполняем штриховку разными способами.
- Знакомство с окружающим миром: анализируем строение игрушечного кота. Сравниваем разные игрушки с изображением живого существа. Пытаемся постичь взаимосвязь между внешним видом и личностью изображаемого персонажа.
- Навыки изобразительной деятельности: мысленно делим сложную форму на простые. Учимся находить характерные детали, изображать их. Развиваем творчество посредством вариаций пропорций, деталей, оформления. Учимся передавать характер персонажа мимически и пластически.
- Развитие речи: кот, котик, котище, котофей, кисонька, котейка. Мяукать, мурлыкать. Зрачок, усы, ресницы. Выпустить когти.
Подготовка и рекомендации к проведению мероприятия:
- Материалы: плотная шероховатая белая бумага или цветной картон. Восковые мелки
- Наглядные пособия: фотографии или слайды с изображениями живых кошек, в разных позах, с разным «выражением лица». Игрушки, изображающие кота, максимально разнообразные и из разных материалов (использовались несколько разных мягких игрушек, пластмассовый Кот в Сапогах, филимоновский глиняный котик, набивной кот из мешковины).
- Музыка для фона: песенка Ханум из мультфильма «Маленький Мук»: «От звука «мяу!» я млею и таю...»
- Раздаточный материал: аппликация – тарелочка с молоком, по числу детей в группе.
Ход занятия
Вводная часть
- Ходят в городе коты
Невозможной красоты:
Небывалой высоты,
Несказанной широты.
А собою те коты
Необычны, непросты:
Как кусты, у них густы
Чудодейные хвосты.
А пришли туда коты
Из рассказанной мечты.
А котов и их хвосты
Нарисуем я и ты.
Этот волшебный город, где живут невозможные коты, мы с вами сегодня построим. Видите, сколько котов, самых разных, у нас в гостях!
Давайте посмотрим на котов на картинках. Как вы думаете, эти коты пришли из сказок или они бывают на самом деле? Ну да, вообще-то, почти любой кот – сказочный зверь, правда? Он ведь умеет спать одним глазом, всё видит в темноте, а некоторые Учёные Коты, как вы знаете, поют песенки и рассказывают истории. Кто слышал, как коты поют песенки? Что это за песенки? Нет, мяукают они, когда хотят попросить молока или мяса... вот, те, у кого кот живёт дома, знают. А кошачья песенка – мурлыканье.
Кто знает, что помогает коту всё-всё рассмотреть в темноте и даже заметить ночью мышь? Да, у кота совершенно невероятные глаза. Посмотрите, какой красавец с громадными глазами! Чем глаза этого Котофея Иваныча отличаются от наших? Эта часть глаза называется «зрачок». Зрачок у кота сжат в такую узенькую щель, когда светло, а в темноте он раздвигается, становится круглым – и кот начинает видеть гораздо чётче, чем мы с вами. Правда, в темноте и коты не различают цветов.
Все коты – разные, правда? У каждого из них – свой характер. Давайте посмотрим на них внимательно. Как вы думаете, кого из них можно назвать «котик», а кого – «котище»? А почему? А как ещё можно ласково назвать кота? Давайте сразу приласкаем тех котов, которых сейчас будем рисовать, чтобы они не сердились и получились хорошо.
Техническая часть
А как, вообще-то, мы догадываемся, что вот этот толстый, лохматый, вальяжный – это кот, и этот маленький, худенький и гладенький – тоже кот? И даже вот этот пластмассовый и этот глиняный – тоже коты? Давайте на всех котов хорошенько посмотрим и решим: чем же кот отличается от всех остальных. В чём его главная котовость?
Лапы, хвост? Они есть и у собаки, хоть немного другие. А голова есть даже у нас с вами, тоже круглая. Самая главная котовость – это треугольные ушки на макушке, которых больше ни у кого нет, глаза с узким зрачком и усы. Вот, усы – замечательной красы, таких усов тоже больше ни у кого нет, они растут у кота не только на щеках, но и на бровях, над глазами.
Сейчас я покажу вам фокус. Вот я рисую голову, туловище, лапы и хвост. Похоже это на кота? Верно, не похоже, потому что мы упустили главную котовость. Теперь всё это сотрём и нарисуем только котовость: глазки, уши и усы. Похоже это на кота? Да, это у нас сказочный, почти невидимый кот, но точно не пёс, не конь и не слон.
Итак, сейчас сделаем вывод.
Мы будем рисовать сказочного кота из мечты. У каждого из вас будет свой котик, не похожий на других, небывалый и волшебный. Весёлый кот, который улыбается, или сердитый, который на мышь когти выпустил – как захотите. Если у вашего кота хвост ромашками расцветёт, или, скажем, живот окажется в синюю клеточку – всё это можно. Все представляют, как можно нарисовать шерсть? Любого цвета, длинную или короткую – всё равно. Но помним про главную котовость.
Сметаны объелся – толстый. А в подвале живёт – тощий. Хвост пушистый, хвост облезлый или вообще нет хвоста, в драке потерялся – это как вы сами захотите. Но котовость строго соблюдаем, иначе выйдет не кот, а посторонний зверь.
А теперь каждый заведёт себе кота невозможной красоты. И самый необычный, самый удивительный котик получит в конце занятия в подарок целое блюдце молока. Включаем фоновую музыку.
Заключительная часть
Ух, ты, какие чудесные коты у вас получились! И все разные! И даже не выбрать, какой из них самый удивительный! Я думаю, каждый из них должен получить молоко, правда, ребята? Раздаём тарелочки с молоком. Их можно временно разместить на рисунках, а можно, по желанию детей, приклеить рядом с изображениями котов клеевым карандашом.