Цели: показать ценность и важность семейных отношений.
Оборудование: ручка, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
«Каждый год весь мир отмечает важный день – День семей. 15 мая – праздничная дата для всех, кто любит своих родных. Каждый год празднование Дня семей приурочено решению глобальной проблемы».
3. Доклады учеников на темы:
- «История праздника»,
- «Современные проблемы человечества и семья»,
- «Современное семейное законодательство».
Перед проведением мероприятия учеников инструктирует учитель относительно структуры и содержания их докладов.
Ученик 1:
«День семей начали отмечать по инициативе ООН в 1993 году. Каждый год выбирается определенная тема праздника: в 2008 День Семей посвятили проблеме отцовства, в 2009 – материнства, 2010 – влиянию миграций на семьи, в 2011 – проблеме социальной изоляции малоимущих семей…».
Ученик 2:
«Глобальные социальные проблемы человечества – наркомания, СПИД, алкоголизм, бедность, безработица. Все эти факторы больно бьют по семейному благополучию. В современном мире семья очень уязвима…».
Докладов может быть больше.
Учитель подводит итог сказанному:
«Чтобы решить проблему – нужно знать врага в лицо. Нельзя быть безучастным к проблемам человечества. Помните – вы всегда можете помочь, если захотите».
4. «Нарисуй семью».
Эта психологическая методика дает возможность учителю выяснить, с какими проблемами сталкивается ученик дома, в кругу своей семьи. Это дает возможность решить или предотвратить возможные негативные последствия. Не всегда школьник-подросток открыто расскажет о семейных трудностях. Для этого и существуют такие методики.
Учитель просит школьника нарисовать свою семью на отдельном листе такой, как он ее видит, и подписать рисунок. Конкретных рекомендаций давать не нужно. Нельзя заострять внимание на том, что это психологический тест.
Интерпретировать изображение можно по таким критериям: расположение рисунка на бумаге, цветное или черно-белое изображение, где по отношению к семье расположен сам ученик, в какой обстановке нарисованы члены семьи ученика. С подробностями данной методики можно ознакомиться предварительно, используя специальную литературу.
5. Опрос среди учеников класса на тему «Как я вижу современные семейные отношения?».
Опрос проводится в письменной форме, анонимно.
Вопросы:
- Нужна ли человеку семья?
- Сколько человек должно быть в семье?
- Кого вы считаете близкими родственниками?
- Кто в вашей семье оказал на вас наибольшее влияние?
- В полной ли семье вы живете?
- Кто ваш самый близкий человек в семье?
- В каком возрасте нужно вступать в брак?
- Когда в семье должны рождаться дети (сколько лет должно быть родителям или сколько лет нужно прожить вместе)?
- Что самое главное при создании семьи?
- С какими трудностями, на ваш взгляд, сталкивается молодая семья?
- Есть ли у вас трудности в общении с кем-то из вашей семьи?
- Много ли у вас родных братьев и сестер? Сколько двоюродных?
- Важно ли поддерживать семейные отношения, если родственники живут в разных странах, городах?
- Как вы относитесь к разводам? (выскажите свое мнение в нескольких предложениях)
- Как вы относитесь к однополым бракам?
- Как вы относитесь к абортам?
- Считаете ли вы, что в жизни человека должен быть только один брак?
- Считаете ли вы себя независимыми от родителей?
- Какую роль ваши родители играют в вашей жизни?
- Кого вы считаете ближе: друзей или родителей?
- Что для вас важнее семья или родина?
- Хотите ли вы иметь семью? Какой вы ее видите? (в нескольких предложениях, аргументировано высказать свое мнение)
6. Мини-викторина для школьников «Семья в современном обществе».
Участвуют 2 команды. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Вопросы задает учитель каждой команде по очереди.
Возможные вопросы:
- Сколько лет прожили в браке люди, которые отмечают «золотую свадьбу»?
- Кем приходится мать девушки ее мужу?
- Почему принято отмечать свадьбу осенью?
- Сколько братьев у мальчика, если у его мамы трое сыновей и две дочери?
- Кем приходится вам сын родной сестры матери?
- Сколько лет матери, если сына она родила в 20, а он сейчас ваш ровесник?
- Кем вам приходятся дети вашей родной сестры?
- Кто такая золовка?
- Какая семейная связь между тестем и свекровью?
- Где можно заключить брак?
- Назовите известные семейные пары, в которых муж и жена работают в одной профессиональной области?
7. Подведение итогов в форме открытого диалога с учениками:
- Какую проблему вы бы сделали темой Дня семей в этом году?
- Почему эта проблема кажется вам такой важной?
- Что нужно сделать для ее решения?
- Какой вы видите идеальные семейные отношения?
Итог классного часа подводит учитель:
«Семья – самая большая ценность любого человека. Любите и цените своих близких – эта самая верная опора при любых жизненных неурядицах».
При желании ученики могут высказать свое мнение или подвести итог сами.