Форма мероприятия: экскурсия + урок творчества
Целевая аудитория: 1-4 класс
Цели мероприятия:
- более близкое знакомство детей с осенней природой, осенними природными явлениями,
- привитие любви к природе и умения наблюдать за ней,
- эстетическое и творческое развитие,
- развитие коммуникационных навыков, чувства коллективизма, умения работать в команде.
Подготовка и рекомендации к проведению мероприятия:
Комплексное внеклассное мероприятие «Золотая Осень, ближе познакомимся с тобой!» состоит из двух основных частей и подведения итогов. Для реализации мероприятия необходимо выделить два отдельных дня – по одному для каждой из основных частей.
Подготовьтесь к мероприятию, подобрав тематические стихи, пословицы и поговорки об осени, осенние приметы и загадки, связанные с дарами осени.
Ход мероприятия
I. Часть. Экскурсия на природу.
1. Какая ты – Золотая Осень?
Отправляемся с детьми в расположенный неподалеку парк либо просто зеленое пространство, где имеются деревья и опавшая листва. Для начала, чтобы задать нужную атмосферу, следует немного рассказать об осени. Вы можете рассказать про некоторые русские народные традиции, связанные с осенним периодом, назвать осенние приметы, загадать загадки или прочитать тематическое стихотворение.
2. Подвижная игра «Белки-шишки-орехи».
Вспомните вместе с детьми, как звери и птицы готовятся к зиме. Когда речь зайдет о белках, предложите детям поиграть в подвижную игру «Белки-шишки-орехи».
Правила игры. Дети делятся в группы по три человека и берутся за руки, образуя беличье гнездо. Предложите каждой тройке детей договориться между собой, кто из них будет белкой, кто – шишкой, а кто – орехом. Один ребенок остается водящим – гнезда у него нет.
Педагог выступает в роли ведущего игры и в произвольном порядке произносит слова: «белки», «шишки» или «орехи». Если вы произнесли слово «белки», то дети, назначенные белками, оставляют свое гнездо и перебегают в другое, пока еще не занятие «белкой». Водящий в это время занимает освободившееся место в любом гнезде и становится «белкой». Тот, кому после перебежки места не хватило, становится водящим.
Ведущий игры также иногда может давать команду: «белки-шишки-орехи», в этом случае поменяться местами должны все играющие.
3. Сбор природного материала.
Слова педагога: «Дети, понаблюдайте за осенней природой. Что вы видите? Какая она – Золотая Осень? Какие ассоциации у вас связаны с этим временем года?»
Дети могут назвать следующее: грибы, осенние листья, перелетные птицы, слякоть, дождь, лужи и т.д.
Слова педагога: «Давайте теперь соберем себе немного осенних артефактов, поищем сокровища, которые природа дает нам только в сентябре-октябре, и выберем самые красивые.»
Прекрасно, если вы находитесь в том месте, где можно собрать разные природные материалы: листья, шишки, веточки, желуди. В таком случае вы можете разделить детей на группы с соответствующими названиями («листочки», «шишки», «желуди», «веточки») и попросить каждую группу собрать «ИХ» природные материалы. Если нет возможности собрать разнообразный природный материал, соберите побольше осенних листочков.
Обсудите с детьми собранные материалы, проведите голосование по выбору самого красивого осеннего листочка. Возьмите с собой в класс столько природных материалов, чтобы хватило на создание осенних композиций.
II. Часть. Урок творчества на тему осени.
Слова педагога: «Дети, недавно мы поближе познакомились с осенней природой и узнали много нового и интересного об этом времени года. Давайте теперь попробуем изобразить портрет осени в виде аппликации из природных материалов».
Для создания портрета осени разделите детей на небольшие группы (от 2 до 4 человек). Выдайте каждой группе в нужном для работы количестве природные материалы, которые вы вместе собрали во время экскурсии, а также по листу ватмана.
Слова педагога: «Ребята, вспомните, какой осень предстала перед вами, какие наиболее характерные черты вы обнаружили у этого времени года? Попробуйте при помощи имеющихся у вас предметов изобразить осень или свое общее впечатление о ней.»
Приведите детям примеры, как образно можно передать собственные ощущения. Следует поинтересоваться, кому осень кажется холодной или печальной, и предположить, какими способами данные ощущения можно передать в аппликации (сухая ветка, рисунок капельки воды, листья на ветру). Также поинтересуйтесь, кому осень кажется теплой и приветливой (это возможно выразить ярким насыщенным листом, или сделать на портрете лица-осени яркие щечки, прическу с цветными узорами и тому подобное). Следует только наметить данные возможные направления работы и постараться сделать так, чтобы дети не копировали ваши варианты, а использовали их как ориентиры.
По завершении осенней аппликации, каждая группа готовит небольшую презентацию своей работы. Пусть каждый член группы скажет хотя бы пару слов о коллективной работе. К примеру: «осень яркая и веселая, поэтому я нарисовал портрет улыбающимся», а на кого-то из группы, возможно, осень навевает грусть, и он сделал ожерелье из сухих веток.
III. Часть. Подведение итогов.
Подводя итоги, попробуйте обобщить все увиденное и сказанное и сформировать общее ощущение класса об осени. Узнайте у ребят, какой портрет им понравился больше и почему. Подведите ребят к пониманию многообразности данного времени года, еще раз перечислив, сколько удивительного и интересного включает в себя Золотая Осень.