Форма мероприятия: творческое занятие.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы детского сада.
Цели мероприятия:
- Развитие мелкой моторики: закрепляем умение вырезать сложные формы из простых геометрических фигур. Вспоминаем, как вырезать одинаковые формы из бумаги, сложенной гармошкой.
- Знакомство с окружающим миром: даём представление о морских экспедициях, подводной археологии, её методах. Вызываем интерес к истории и мифологии. Напоминаем о морской фауне.
- Навыки изобразительной деятельности: продолжаем учить созданию сложных сюжетных композиций. Напоминаем о светлых и тёмных, тёплых и холодных цветах. Развиваем творческое мышление, воображение, эстетическое чутьё.
- Развитие речи: археолог, манипуляторы, батискаф, артефакты.
Подготовка и рекомендации к проведению мероприятия.
- Необходимые материалы: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. Музыка для фона – «Era - Infinity Ocean»
- Наглядные пособия: цветные фотографии или слайды, изображающие научно-исследовательское судно, батискаф, аквалангистов, морское дно с остатками античных сооружений, коралловый риф и рыб.
Ход занятия
Вводная часть
- Вы, конечно, слыхали про эту беду:
Катастрофа была в допотопном году.
Говорят, материк, наяву, не в кино,
В океан опустился на самое дно!
И дома, и сады, и народ этих стран
Бородатый Нептун окунул в океан,
А когда успокоились волны опять –
Снова солнце явилось над миром сиять.
Затрещали пичужки в прибрежных лесах,
Лев поймал комара у себя на усах,
Распустился цветок ароматный в тепле –
В общем, жизнь продолжалась на нашей Земле.
Но, когда приезжаем с друзьями на юг,
Я стою возле моря, задумавшись вдруг –
Всё мне кажется, что на большой глубине
Атлантида сигналит о бедствии мне!
Мне себя на купаньи сдержать нелегко:
Так и хочется в море заплыть далеко,
Далеко, за маяк, где лишь ветер поёт,
Где лежит Атлантида и помощи ждёт...
Сегодня мы с вами отправимся на поиски Атлантиды – древней и легендарной страны, которая опустилась на океанское дно много-много лет назад. Вдруг, она и вправду, ждёт, когда смелые люди вновь её откроют?
Показываем слайды или фото:
Для того чтобы исследовать океанские глубины, сперва нам нужно добраться до самой середины глубокого синего моря. Наш капитан – кто у нас будет капитаном? – поведёт вот такое исследовательское судно на место, обозначенное на древних картах. Нам придётся преодолеть много морских миль – и когда мы, наконец, найдём нужную точку, на дно опустится батискаф. Кто у нас будет учёным-археологом? Мы помним: археолог – учёный, исследующий древние артефакты; обычно раскопки древних городов делаются на поверхности земли – но у нас особый случай, мы будем искать древности в океане. Вот техник ведёт батискаф – кто у нас будет техником? – а учёный рассматривает в иллюминаторы океанское дно. Мы видим рыб, медуз, шустрого осьминога... всё дно заросло водорослями, губками... и вот, наконец, мы видим в иллюминаторы руины древнего затонувшего города. Обломки колонн, статуи, на которых уже давным-давно поселились ракушки, кровля рухнувшего храма... Механические «руки»-манипуляторы нашего батискафа осторожно поднимут находку. Что это будет: старинная золотая монета? Голова мраморной богини? Черепок вазы, покрытый тайными знаками? Это мы с вами и попробуем узнать.
Техническая часть
- Сейчас каждый из вас хорошенько подумает, какой момент нашей экспедиции он хочет изобразить. Корабль, везущий учёных? Батискаф? Может, аквалангистов, нырнувших на самое дно? А кто живёт в затонувшем городе: только рыбы? Может, дельфины? Осьминоги?
Попробуем хорошенько представить себе композицию – и выберем для неё подходящий фон. Вода на глубине – тёмная и холодная. Подскажите мне тёмные и холодные цвета для наших «подводных съёмок»? Вот их и возьмут себе те, кто хочет изобразить происходящее под водой. Океан на поверхности мы можем увидеть любым: утром он голубой, закат окрасит его в красный или оранжевый цвет, днём в нём может отразиться жёлтое солнце.
Теперь посмотрим на форму корабля и на форму батискафа. Из какой фигуры легче всего вырезать корпус корабля? Каким образом? Из какой фигуры мы вырежем корпус батискафа? Обратите внимание на мелкие детали. Палубные надстройки, иллюминаторы, флаг – на корабле. Прожектор, иллюминаторы и механические «руки» - для батискафа.
Тот, кто хочет изобразить корабль – не забудет о композиции. Не только корабль, но и волны океана, и солнце – или луну, если захотите, и облака. Может, землю или маяк вдалеке. Не забываем, что солнце отражается в воде «дорожкой».
Далее посмотрим на дно океана. Рыбок все умеют вырезать, верно? Только вспомните – разные рыбки имеют разную форму. Напомните мне, пожалуйста, как быстро и просто вырезать стайку одинаковых рыбок? Само дно можно оформить камнями или веточками кораллов. Подумайте, как лучше изобразить руины затонувшего города. Как передать движение батискафа вниз и вперёд?
Теперь начинаем работать.
(Включаем фоновую музыку.)
Заключительная часть
Только посмотрите! У нас получился настоящий фотоотчёт об экспедиции! Остаётся отвезти его на большую землю, в академию наук: там учёные рассмотрят наши материалы и напишут о затонувшей стране захватывающую книгу.