Тема: Человек создан для счастья!
Класс: 8
Тип урока: урок углубленной работы над текстом произведения (урок анализа)
Цели урока:
воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, способную сочувствовать, сопереживать; формировать такие жизненно необходимые качества как стойкость, силу воли, терпение;
образовательные: учить пониманию художественного произведения в единстве формы и содержания; учить анализу литературного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий; учить осмысленному чтению;
развивающие: развивать эмоциональное восприятие художественного текста учащимися, их образное и аналитическое мышление, творческое воображение и читательскую культуру детей, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений;
развивать умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: текст изучаемого произведения, доска, портрет писателя В.Г. Короленко, памятка о диспуте и его правилах.
Организация работы учащихся: фронтальная беседа, диалог, проблемный вопрос, работа с цитатами, с ключевыми словами, анализ деталей, сопоставление понятий, сопоставление судьбы главного героя произведения с судьбой обычного человека из жизни, работа с итогами анкетирования, элементы диспута.
На уроке использованы методы деятельности: репродуктивный (вспомните…, назовите…, расскажите…),
частично-поисковый ( докажите…, почему…, можно ли считать, что…).
проблемный ( Человек создан для счастья?)
Оценивание: степени активности учащихсяв работе на уроке (ответы на вопросы с места, работа по тексту, записи в тетради)
На доске - проблемный вопрос урока: «Человек создан для счастья?!»
Кроме этого - афоризмы:
- Личное счастье невозможно без счастья других (Н.Г. Чернышевский)
- Главное для счастья – это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть (Л.Кассиль)
- А если нет счастья?.. Нет своего – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью. (В.Г. Короленко)
Словарь урока: парадокс, феномен, афоризм, диспут.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Литература – искусство слова; искусство, отражающее жизнь, а жизнь – мудрый учитель.
По-настоящему великие произведения литературы заставляют человека мыслить. Д.Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» М. Горький называл нашу литературу литературой вопросов.
Какие же вопросы поднимаются чаще всего в художественных произведениях?
Вспомните очерк «Парадокс» и его вопросы.
Ученик: Почему взрослые не хотят понимать детей? Что такое счастье?
Почему общество мало заботится о больных людях? и т.д.
Учитель: Итак, в очерке «Парадокс» поставлено множество важных вопросов, которые волновали и волнуют людей всегда. Один из них выписан на доску пока с двумя пунктуационными знаками : «Человек создан для счастья?!» К концу урока мы должны ответить на этот вопрос и оставить какой-то один знак. Вокруг этого вопроса и развернется наш основной спор.
-Найдите в словарике на доске синоним слову «спор»
Ученик: спор – диспут.
Учитель : А теперь познакомимся с правилами диспута, для этого прочитаем памятку (выдается каждому)
ПАМЯТКА.
Диспут – от латинского слова disputare – спорить, рассуждать.
Эта форма беседы предполагает столкновение разных точек зрения, разных мнений. В результате должна родиться истина, должно утвердиться верное мнение.
Диспут имеет свои правила:
- Смело высказывай свое мнение по любому вопросу.
- Не перебивай товарища, умей выслушать и понять его.
- Если ты не согласен, спорь честно, приводи доказательства.
- Если твое мнение оказалось неверным, умей признать свои ошибки. Не обижайся.
- Говори четко, ясно, громко, соблюдай логику, строя свое высказывание.
А сейчас обратимся к произведению В. Короленко «Парадокс»
- Что означает слово «парадокс»? О каком парадоксе идет речь в очерке?
Ученик: Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу. Парадокс в том, что слова о счастье произносит больной от рождения человек, калека
(слово «парадокс» и его толкование записывают в тетрадь)
Учитель: Что вы узнали о жизни этого человека? В чем его драма?
(дети рассказывают все о герое)
- Обратимся к тексту и найдем слова, которыми автор наделяет этого человека. Каким видят его люди? Выпишите их в тетрадь.
- Предмет
- Странное существо
- Паук
- Паукообразное чудовище
- Калека
- Карлик
- Урод
- Феномен (выяснение значения слова и запись толкования в тетрадь)
- О чем говорят эти слова?
Ученик: Люди не хотят признавать в Яне Залусском ЧЕЛОВЕКА.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что он не такой, как все.
Учитель: Короленко не случайно подбирает такие слова для характеристики героя. Да, он не такой, как все, но он тоже человек. А сущность человека внешне никогда не видна. Более того, внешность зачастую обманчива. Дети, герои рассказа-очерка, учатся распознавать человека не по внешности. Чем сильнее вглядываются они в феномена, тем больше им открывается этот человек, его душа, мысли.
- Какие детали внешности передают состояние души феномена?
Ученик: Глаза - «проницательные, бегающие, беспокойные»,
«два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «саркастический взгляд», «умный, задумчивый и смягченный взгляд»
Учитель: О чем говорят эти эпитеты?Как живется калеке в мире людей? Что испытывают люди при встрече с ним? (работаем с текстом)
Ученик: Во-первых, люди испытывают любопытство («население все высыпало во двор и стояло на солнцепеке»), мать – жалость (сомнение, скептическая улыбка, испуганное сожаление, нервная дрожь), мальчик (главный герой)- ужас, страх ( «я зажмурился- так резко и болезненно ударило мне в глаза»)
В мире людей такому человеку живется тяжело. Он даже на жизнь зарабатывает унижениями, демонстрируя свои достижения.
Элементы диспута.
Учитель: Мысль спорная. Человек кормится, как может. Его достижения – результат огромного труда. Может быть, в этом его счастье? Мне бы хотелось услышать ваши рассуждения о счастье этого героя, ведь не зря же афоризм о счастье автор подарил именно калеке? Так счастлив ли герой?
Ученики рассуждают, счастлив ли герой.
Одни приводят доводы о том, что счастлив (среди людей больных он, несомненно, счастлив, т.к. не нуждается в уходе, сам делает многое, в том числе зарабатывает себе на жизнь, кормит большое семейство)
Другие говорят, что он несчастлив, т.к. все это требует от человека огромных усилий («побледнел от усилия», «на лице виднелось страдание», «тонкие ноги дрожали»), это унизительно, когда человек, чтобы прокормиться вынужден демонстрировать свои достижения.
Учитель: Наверное, вы правы все. Ян Залусский – парадоксальный счастливец, потому что, имея такие недостатки, которые у него были от природы, нельзя быть по-настоящему счастливым, хотя бы потому, что окружающие люди его воспринимают как глубоко несчастного человека.
Но чем больше не устроена жизнь человека, тем сильнее его стремление к счастью, радости, благу. Иначе как жить?
- Как автор ответил на главный вопрос нашего урока?
Ученик: Человек создан для счастья! (даже если счастье не создано для него)
Это поняли и мальчики, которым адресован афоризм.
(выяснение значения слова «афоризм» и запись толкования в тетрадь)
На доске стираю знак вопроса в теме, остается утверждение: «Человек создан для счастья!»
Учитель: Несмотря на все превратности судьбы, человек обязан выстоять, остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Таков главный герой рассказа-очерка, таков и сам автор. Рассказ был написан после тяжелого горя – смерти дочери Короленко. Ощущение непрочности и хрупкости жизненных устоев и великой значимости радости бытия – вот те чувства, которые сказались при написании очерка.
В. Короленко писал: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался доказать своим «Парадоксом»
- Какая мысль объединяет все 3 высказывания о счастье на доске?
Ученик: Человек должен стремиться к счастью и жить по совести.
Учитель : Жизнь преподносит массу проблем, но человек всегда стремится к лучшему. Сейчас я расскажу вам о судьбе реального человека, жизнь которого – подвиг духа. Подумайте, что объединяет их с феноменом?
Было это в годы Великой Отечественной войны.
Зинаида Туснолобова участвовала в боях, выносила раненых с поля боя. Всего она спасла 123 раненых бойца и командира. В последнем бою ее ранило. Подобрать было некому.
Гитлеровцы шли в контрнаступление. Девушка притворилась мертвой. Но один фашист не прошел мимо. Он бил ее прикладом по голове, по лицу, несколько раз ударил в живот… От боли она потеряла сознание.
Очнулась только на вторые сутки. Нашли ее наши разведчики. Валенки, набухшие от крови, примерзли. Кожа на голове, лице была разорвана, руки и ноги обморожены.
Их пришлось ампутировать. Это в 23 года!
Первое время было горько и трудно от своей беспомощности. Хотелось умереть.
Но как подвести людей, которые изо дня в день боролись за тебя, верили тебе и надеялись? Она осталась жить. Потом нашла в себе силы ходить на протезах, писать и даже выучилась на диктора.
Ученик: Эта девушка, как и феномен, доказала всем, что имеет право на счастье. Она творец своего счастья, и в этом подвиг ее духа.
Учитель: Незадолго до этого урока в классе была проведена анкета. Вам предлагались 2 вопроса: Что такое счастье? Чего мне не хватает для полного счастья?
Такому количеству определений, какое дали вы, позавидовал бы сам Ожегов. Для одних оно конкретно: миллион рублей, для других – абстрактно – свобода, любовь, мир. Оно морально – любовь к родителям, уважение друзей, любовь к делу, аморально – ничего не делать, а иметь все.
Счастье у каждого свое, и у всех разное. У кого-то оно должно исполниться совсем скоро, у кого-то – в далеком будущем. Конечно, осчастливить всех сразу невозможно. Путь к счастью – нелегкий путь. Иногда нужно пройти через боль и страдание, чтобы понять, что ты счастлив.
Не знаю, что нужно каждому из вас для счастья, но уверена в одном – в счастье обязательно должна быть литература, настоящая, большая и светлая, как литература В.Г. Короленко.
Являясь региональным экспертом по проверке ЕГЭ по литературе, я заметила, что учащиеся набирают мало баллов из-за незнания текстов художественных произведений, неумения цитировать эти тексты.
Одной из важнейших задач словесника я считаю формирование интереса к книге, приучение к чтению. С этой целью я провожу уроки контроля чтения.
Ученикам предлагаются вопросы по произведению, на которые они ответят только при условии прочтения текста. Урок так и называется «Контроль чтения», хотя сам контроль на уроке занимает от 10 до 15 минут.
Например, по 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов» учащимся нужно ответить на следующие вопросы :
- Как звать Обломова? (Илья Ильич)
- Сколько ему лет в начале романа? (32-33)
- Где прошло его детство? (в Обломовке)
- Какое образование получил Обломов? (московский пансион)
- Кто из гостей просит у Обломова фрак? ( Тарантьев)
- Какие две вещи из гардероба Обломова ему дороже всего? (халат, тапочки)
- Какова главная жизненная забота в Обломовке? (еда)
- Куда убегал Ильюша, когда все засыпали в полдень? (в овраг)
- Как называлась деревня Штольцев? (Верхлево)
10. По чьей милости все мелкие вещи в кабинете Обломова переломаны и перебиты? (по милости Захара)
11. Вспомните слово, из-за которого вспыхнула серьезная ссора между Обломовым и Захаром? (другие)
12. Кого погребла под развалинами часть галереи, которая обрушилась? (наседку с цыплятами)
13. Появлением какого героя заканчивается 1 часть романа? ( А.Штольца)
Ученики, не начавшие читать роман, знают, что будет еще подобный урок, и тогда они исправят свои плохие оценки.
Например, по 3 части романа «Обломов» предлагаются следующие вопросы:
- Контракт за квартиру – 1354 рубля, а у Обломова осталось всего –
(300 рублей)
- Из-за чего произошла ссора Обломова с Захаром? (из-за того, что Захар всем говорил о свадьбе Обломова с Ольгой)
- Кто такой Исай Фомич Затертый? (Ему Обломов поручил имение)
- Что обронила Ольга во время тайного свидания в доме Обломова? (перчатку)
- Как ответил Обломов на вопрос: «Отчего все погибло?» (обломовщина)
- Кто такой Иван Матвеевич? (брат Пшеницыной)
- Как звать детей Агафьи Матвеевны? (Маша и Ваня)
- В каком районе Петербурга находится дом Пшеницыной?
(на Выборгской стороне)
9. Кто такая Анисья? (жена Захара)
Контроль чтения по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
- На кого из былинных героев был похож Иван Флягин? ( на Илью Муромца)
- Почему его прозвали Голованом? ( голова при рождении была очень большой)
- Когда Флягину были сказаны слова: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится» (когда его брали в няньки)
- Как называется татарский обычай, когда двое порют друг друга? (перепор)
- У татар взрослого русского человека звали …., женщину …., а мальчиков…….кличут (Иван, Наташа, Кольками)
- Сколько лет пробыл Флягин в плену у татар? (11)
- Что сделали татары, чтобы Иван не убежал из плена? (подщетинили)
- Кто была Груша по национальности? (цыганка)
- Когда Иван Флягин прозывался Петром Сердюковым? (в армии)
- Какое имя получил Иван Флягин в церкви? (отец Измаил)
Контроль чтения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1-9 главы
- Каков эпиграф повести? (Береги платье снову, а честь смолоду)
- Как звали француза, обучавшего Гринева грамоте? (Бопре)
- Какую книгу читал А.П. Гринев, когда вспомнил, сыну Петру уже пора на службу? (Придворный календарь)
- Какую сумму и кому проиграл Гринев в Симбирске? (100 рублей Зурину)
- Как отблагодарил Гринев вожатого за то, что тот вывел их в буран на постоялый двор? (подарил тулуп)
- Как называлась крепость, куда ехал Гринев на службу? (Белогорская крепость)
- Чей это портрет: «вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (А.И. Швабрина)
- Кто послал письмо родителям Петра, в котором рассказывалось о том, что их сын ранен на дуэли? (Швабрин)
- Почему Маша отказалась выходить замуж за Гринева после письма от его родителей? (не дали благословения)
- 10. Кто и когда произнес эти слова: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (комендант крепости обратился к солдатам, чтобы они выступили против Пугачева)
11. О ком это: «убежавший из-под караула донской казак и раскольник, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра3, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные казни» (Емельян Пугачев)
- 12. Когда Пугачев произнес : «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его» (сцена «На площади», когда помиловал Гринева)
13. Куда отправил Иван Кузьмич Василису Егоровну, чтобы в тайне от нее провести совещание, на котором надо было сообщить о приближении Пугачева к крепости? (к отцу Герасиму)
14. Чьи это слова: «Вместе жить – вместе и умирать» (Василиса Егоровна)
15. Чьи это слова и когда они произнесены: «Отпусти его, за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика» (Савельич Пугачеву на площади)
16. Какую песню поют пугачевцы на военном совете? ( «Не шуми мати, зеленая дубравушка…»)
17. Кем назначил Пугачев Швабрина? (комендантом крепости)
- 18. Чьи слова и когда произнесены: «Нет. Я природный дворянин; я присягал государыне императрице» (Гринев отвечает Пугачеву, когда тот уговаривает его остаться с ними )
19. Какой список подал Савельич Пугачеву? (реестр разграбленного добра)
20. Что подарил Пугачев Гриневу перед отъездом Петра из крепости? (шубу с барского плеча и лошадь)