Форма мероприятия: урок – изучение нового материала.
Целевая аудитория: 7 класс
Цели урока:
- дать характеристику отделу Покрытосеменные,
- изучить отличительные черты классов Однодольные и Двудольные.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- дать общую характеристику отдела Покрытосеменные;
- определить происхождение Покрытосеменных;
- выявить различия между классами Однодольные и Двудольные.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать и сопоставлять различные признаки растений;
- продолжать формировать умение анализировать таблицы, текст учебника и на основе этого делать выводы.
3. Воспитывающие:
- прививать любовь к природе;
- прививать интерес к изучению биологии.
Оборудование: гербарные образцы различных классов покрытосеменных растений.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка отсутствующих на уроке, организация работы на уроке).
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним отделом высших растений. А какие отделы вы уже знаете?
Примерный ответ учеников: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.
Учитель: Какое основное отличие между голосеменными и остальными отделами, названными вами?
Примерный ответ учеников: голосеменные размножаются семенами.
Учитель: Еще один большой отдел высших растений, представители которого размножаются семенами – это Покрытосеменные, или Цветковые растения.
Практически невозможно представить себе жизнь человека без цветковых растений. Они являются наиболее высокоорганизованными представителями растительного мира и в настоящее время господствующими на Земле. Благодаря ряду прогрессивных черт покрытосеменные заселили все среды обитания. Их можно встретить и во влажных тропических лесах, и в самых жарких пустынях. Они первыми поселяются на склонах оврагов, осыпях в горах, откосах дорог. К покрытосеменным относятся и гигантский эвкалипт, который вырастает более 100 м в высоту, и маленькая ряска, плавающая на поверхности воды.
3. Изучение нового материала
Учитель: Покрытосеменные являются самым многочисленным отделом высших растений, их насчитывается не менее 250 тыс. видов. У покрытосеменных хорошо развиты вегетативные и репродуктивные органы, ткани.
А чем отличаются цветковые растения от голосеменных? На этот вопрос вы ответите, когда прочитаете текст учебника – общая характеристика покрытосеменных.
Примерный ответ учеников: главное отличие – наличие цветка и плода.
Учитель: Цветок дает возможность опыляться с помощью ветра, насекомыми и другими животными. Семязачатки образуются внутри завязи. У всех покрытосеменных развито двойное оплодотворение. Со временем завязь пестика превращается в плод, а семязачатки – в семена. Семена всегда скрыты внутри плода.
Самые древние покрытосеменные растения появились на нашей планете примерно 125 млн. лет назад. Предками покрытосеменных были древние голосеменные растения. Это подтверждается тем, что у покрытосеменных, как и у голосеменных, имеется семя.
Отдел Покрытосеменные делится на два класса: Однодольные и Двудольные. Каковы же отличия между однодольными и двудольными? Давайте проанализируем таблицу из учебника.
Различие классов Однодольные и Двудольные
Двудольные |
Однодольные |
Зародыш семени имеет две семядоли |
Зародыш семени имеет одну семядолю |
Стержневая корневая система |
Мочковатая корневая система |
Листовые пластинки с сетчатым (перистым, пальчатым) жилкованием |
Листовые пластинки с параллельным или дуговым жилкованием |
Растения обычно имеют камбий |
Камбий отсутствует |
Число частей цветка делится на 5 или 4 |
Число частей цветка обычно делится на 3 |
Травы (земляника, лопух), деревья (дуб), кустарники (калина) |
Преимущественно травы (ландыш, пшеница) |
Любое цветковое растение с помощью этой таблицы мы можем отнести к одному или другому классу, но только по совокупности признаков, т.к. в классе Двудольные имеются отдельные виды растений с признаками класса Однодольные, и наоборот. Давайте посмотрим на рисунок и докажем, что одно из растений, изображенных на нем, однодольное, а второе двудольное.
4. Закрепление изученного материала
Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание: у каждой пары на парте находится по два гербарных образца. Вам нужно с помощью таблицы определить, к какому классу относятся растения. Через 3 минуты каждый из вас назовет одно из растений и объяснит, почему он отнес его к тому или иному классу.
5. Рефлексия
Учитель: На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте рожицу, которая показывает ваше настроение на уроке и напишите, что было сегодня самым легким, а что самым сложным.
6. Инструктаж по домашнему заданию
Учитель: Домашнее задание у вас будет следующее: изучить параграф учебника и на его основе проанализировать любое цветковое растение и отнести его к одному из классов (анализ на отдельном листочке).
Например: растение – береза. Стержневая корневая система, перистое жилкование листовых пластинок, растение имеет камбий, жизненная форма – дерево, следовательно, данное растение по совокупности признаков мы можем отнести к классу Двудольные.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи